Федеральная
антимонопольная служба (ФАС) - орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке
финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере
государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц, согласованию применения
закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
регулированию цен (тарифов) на виды товаров (работ, услуг), подлежащих
государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в
хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны
страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции
нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере
деятельности.
Федеральная антимонопольная служба находится в ведении
Правительства Российской Федерации. ФАС осуществляет свою деятельность
непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Полномочия антимонопольной службы
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы
являются:
а) контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли,
недр, водных и других природных ресурсов;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о
естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о
рекламе;
г) контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
д) контроль за соблюдением законодательства в сфере
государственного оборонного заказа;
е) контроль за осуществлением иностранных инвестиций в
хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны
страны и безопасности государства;
ж) определение (установление) цен (тарифов) и
осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и
применением цен (тарифов):
- в электроэнергетике;
- в газовой отрасли;
- в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- на железнодорожном транспорте;
- в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи;
- в отношении продукции ядерно-топливного цикла;
- в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
- на захоронение радиоактивных отходов;
з) рассмотрение разногласий, возникающих между
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного
регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды
деятельности, и потребителями.
Полномочия
территориального антимонопольного органа
Территориальный орган осуществляет следующие
полномочия:
1. осуществляет контроль:
1.1. за соблюдением коммерческими и некоммерческими
организациями, территориальными органами федеральных органов государственной
власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных
законодательством полномочий антимонопольного органа);
1.2. за соблюдением антимонопольного законодательства
на товарных рынках.
1.3. за соблюдением законодательства о естественных
монополиях.
1.4. за соответствием антимонопольному
законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных
действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и
иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или
организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами, если
участники таких соглашений (согласованных действий) осуществляют свою
деятельность на территории региона;
1.5. за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих
организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения
государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;
1.6. за соответствием антимонопольному
законодательству действующих на территории, подведомственной территориальному
органу, соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны
допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством;
1.7. за соблюдением заказчиками, контрактными
службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их
членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями,
специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также
бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4
и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
1.8. за соблюдением заказчиками, контрактными
службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их
членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными
организациями при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для
государственных или муниципальных нужд требований к энергетической
эффективности этих товаров, работ, услуг, в том числе за наличием в
утвержденной заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением
документации о закупке, извещении об осуществлении закупки или в проекте
гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара,
выполнение работы, оказание услуги, заключаемого от имени Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным
учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5
статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ (при осуществлении
закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) требований в
отношении энергетической эффективности, предъявляемых к закупаемым товарам,
работам, услугам для государственных или муниципальных нужд, которые должны
соответствовать требованиям в отношении энергетической эффективности,
предъявляемым в соответствии с законодательством об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности к товарам, работам, услугам, закупка
которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд;
1.9. за соблюдением заказчиками, контрактными
службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их
членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями,
специализированными организациями, операторами электронных площадок требований
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок для обеспечения
федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а
также при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не
относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют
государственную тайну;
1.10. за соблюдением порядка ценообразования на
продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формированием и
применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении
и выполнении оборонного заказа;
1.11. за соблюдением государственными заказчиками
требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том
числе за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального
бюджета на выполнение государственного оборонного заказа, и за выполнением
финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам);
1.12. за соблюдением головными исполнителями и
исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере государственного оборонного заказа;
1.13. за соблюдением организациями, обязанными
осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета
используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении
договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его
заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении
приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2. осуществляет согласование предоставления
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления государственных или муниципальных преференций в случаях,
установленных антимонопольным законодательством;
3. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего
субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и
при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
4. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях
антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства
о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5. выдает (направляет):
5.1. предписания, обязательные для исполнения
юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях,
предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе
и законодательством о естественных монополиях;
5.2. предписания, обязательные для исполнения
заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по
осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными
учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных
площадок, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в
соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 года
№ 44-ФЗ, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, в том числе предписания об аннулировании
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
5.3. предписания, обязательные для исполнения
государственными заказчиками, заказчиками, головными исполнителями и
исполнителями, федеральными органами исполнительной власти, иными
осуществляющими в установленном порядке функции указанных органов органами или
организациями, а также их должностными лицами в случаях, предусмотренных
законодательством о государственном оборонном заказе и законодательством в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и
сведения о которых составляют государственную тайну;
6. осуществляет согласование возможности заключения
контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для
федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной
власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд;
7. участвует в подготовке заключений о последствиях
влияния на конкуренцию на региональном рынке специальных защитных мер,
антидемпинговых мер и компенсационных мер в случаях, предусмотренных
законодательством;
8. участвует в подготовке заключений о наличии или
отсутствии признаков ограничения конкуренции на территории, подведомственной
территориальному органу, при введении, изменении таможенных тарифов или
прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер;
9. обобщает практику применения законодательства
Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ
состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения
хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или
устранения конкуренции;
10. вносит в лицензирующие органы предложения об
аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами,
нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или
о приостановлении действия таких лицензий;
11. вносит в Федеральную антимонопольную службу
проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к сфере
деятельности антимонопольного органа, а также проект ежегодного плана работы и
прогнозные показатели деятельности территориального органа;
12. осуществляет обмен информацией с территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления,
правоохранительными органами и органами прокуратуры Российской Федерации в
пределах компетенции территориального органа;
13. ежегодно не позднее 15 февраля направляет высшим
должностным лицам субъектов Российской Федерации информацию об основных
направлениях и результатах своей деятельности с соблюдением требований по
защите информации с ограниченным доступом, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
14. осуществляет анализ и проводит учет выявленных
нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных
монополиях, о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о
которых составляют государственную тайну, и принятых по ним мерам;
15. организует прием граждан, в пределах своей
компетенции обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и
письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям
ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
16. информирует граждан территории региона через
средства массовой информации, в том числе через специализированные
периодические печатные издания, о ходе реализации мер по развитию конкуренции,
демонополизации экономики и по другим вопросам, относящимся к компетенции
антимонопольного органа;
17. осуществляет мобилизационную подготовку
территориального органа;
18. осуществляет организацию и ведение гражданской
обороны в территориальном органе;
19. реализовывает мероприятия по противодействию
терроризму;
20. осуществляет в соответствии с законодательством
Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию
архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального
органа;
21. представляет в установленном порядке в Федеральную
антимонопольную службу информацию, необходимую для осуществления деятельности
антимонопольного органа;
22 направляет в Федеральную антимонопольную службу
предложения по совместному рассмотрению вопросов;
23 обеспечивает в пределах компетенции
территориального органа защиту сведений, составляющих государственную,
коммерческую и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну;
24 участвует в процессе заключения с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления соглашений о взаимодействии при исполнении государственных
функций на базе многофункциональных центров;
25 осуществляет иные полномочия, предоставляемые
Федеральной антимонопольной службой в пределах ее компетенции.
Территориальный орган имеет право:
1. рассматривать дела о нарушении антимонопольного
законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о естественных
монополиях, законодательства о государственном оборонном заказе,
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, принимать по ним решения и давать
обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
2. применять предусмотренные законодательством
Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и
профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение
нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в
установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий
указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа;
3. осуществлять в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации, проверки соблюдения антимонопольного
законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями,
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или
организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими
лицами, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в
письменной или устной форме, обращаться в установленном законодательством Российской
Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с
просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4. осуществлять в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации, плановые проверки соблюдения
заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по
осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными
учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных
площадок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд
территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также
уполномоченных ими получателей бюджетных средств, а также бюджетными
учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями 1, 4 и 5
статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд;
5. осуществлять в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации, внеплановые проверки соблюдения
заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по
осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными
учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных
площадок для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов
государственной власти, уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для
нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд, а также
бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями
1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ,
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд;
6. осуществлять в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации, проверки соблюдения законодательства о
государственном оборонном заказе и законодательства в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые не
относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют
государственную тайну, государственными заказчиками, заказчиками, головными
исполнителями и исполнителями, территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, иными осуществляющими в установленном порядке функции
указанных органов органами или организациями, получают от них необходимые
документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращаются в
установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
7. рассматривать жалобы на действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд
территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также
уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской
Федерации и для муниципальных нужд и приостанавливать определение поставщика
(подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу в случаях и
порядке, установленных законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
8. рассматривать жалобы на действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов,
должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора
электронной площадки для федеральных нужд территориальных органов федеральных
органов государственной власти, уполномоченных ими получателей бюджетных
средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд, а
также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с
частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, и
приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение
контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке,
предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд;
9. принимать на основании заявления заказчика решение
о возможности закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой,
в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или
неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для
нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению
их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо
от цены контракта в случаях, если предписание об отмене результатов конкурса или
электронного аукциона выдано Федеральной антимонопольной службой;
10. в пределах компетенции территориального органа
принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в
реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных
поставщиков);
11. в пределах компетенции территориального органа
принимать решения о включении информации в реестр единственных поставщиков
российских вооружения и военной техники (исключении из реестра единственных
поставщиков российских вооружения и военной техники);
12. в установленном законом порядке рассматривать дела
об административных правонарушениях, налагать административные штрафы;
13. в пределах компетенции территориального органа
принимать решения о включении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою
деятельность на территории региона, в реестр (исключении из реестра);
14. в случаях, предусмотренных антимонопольным
законодательством, законодательством о естественных монополиях,
законодательством о рекламе, законодательством в сфере государственного
оборонного заказа, законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд, обращаться с исками или
заявлениями в суд, арбитражный суд, в том числе с заявлениями об обжаловании
противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций,
а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с
применением и нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства о
государственном оборонном заказе, законодательства в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15. издавать индивидуальные правовые акты по
отнесенным к компетенции территориального органа вопросам, в том числе приказы,
определения, решения, предписания, постановления в случаях, предусмотренных
антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях,
законодательством о рекламе, законодательством о государственном оборонном
заказе, законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, а также законодательством об
административных правонарушениях;
16. вносить в органы, выдающие лицензии на
осуществление деятельности финансовых организаций, представления об
аннулировании лицензий у финансовых организаций, нарушающих антимонопольное
законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции;
17. заключать с рекламодателями,
рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими
правил и обычаев рекламной практики;
18. направлять материалы о нарушениях законодательства
Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса
о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление
соответствующего вида деятельности;
19. заключать с территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и
некоммерческими организациями соглашения в соответствии с действующим
законодательством;
20. запрашивать и получать в установленном порядке от
коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (их
должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей
независимо от их местонахождения, документы, письменные и устные объяснения и
иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
21. запрашивать и получать в порядке, установленном
соответствующими соглашениями о взаимодействии при исполнении государственных
функций на базе многофункциональных центров, данные о выполнении ключевых
показателей эффективности соответствующими многофункциональными центрами;
22. направлять в соответствующие правоохранительные
органы и органы прокуратуры Российской Федерации материалы для решения вопроса
о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением
антимонопольного законодательства Российской Федерации;
23. создавать совещательные и экспертные органы
(советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности;
24. проводить семинары, конференции, совещания и
другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа,
с привлечением руководителей и специалистов заинтересованных организаций;
25. заказывать проведение необходимых исследований,
испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам
осуществления контроля в установленной сфере деятельности, привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере
деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
26. по согласованию с Федеральной антимонопольной
службой организовывать профессиональную подготовку федеральных государственных
гражданских служащих территориального органа, их переподготовку;
27. принимать решение о расторжении в одностороннем
порядке соглашений о взаимодействии при исполнении государственных функций на
базе многофункциональных центров при установлении негативных результатов
анализа ключевых показателей эффективности или невыполнения соответствующими
многофункциональными центрами мероприятий, направленных на улучшение исполнения
государственных функций антимонопольного органа на базе многофункциональных
центров.