2018-10-18

Выкуп изымаемого аварийного жилья

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.07.2016 года № 16-КГ16-25).

Выкуп изымаемого аварийного жилья

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Согласно ч. 10 данной статьи признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1-3, 5-9 этой статьи.

Судебная практика

Р. обратилась в суд с иском к администрации города, комитету по жилищной политике администрации города о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на следующее. Она являлась собственником комнаты, в которой проживала вместе с сыном. Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку истец была признана малоимущей, она полагала, что на ответчика должна была быть возложена обязанность предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры площадью не менее нормы предоставления.
Решением районного суда в удовлетворении иска отказано.
Определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено. По делу было принято новое решение, которым на администрацию города была возложена обязанность предоставить вне очереди истцу с учетом членов семьи благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку жилое помещение, расположенное в аварийном доме, принадлежало истцу на праве собственности, реализация ее жилищных прав могла быть осуществлена в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Р., суд апелляционной инстанции указал на то, что право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе собственнику жилого помещения, признанному малоимущим. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного непригодным для проживания, не исключает возможность его обеспечения в порядке, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 12.07.2016 года не согласилась с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Как было установлено судом, многоквартирный дом, в котором проживала истец со своим сыном, не был включен в региональную адресную программу, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Р. не возникло право требования взамен выкупа спорной квартиры предоставления ей другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не было принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований Р.