Иностранные лица допускаются к ведению
предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации
наравне с российскими организациями и гражданами, за изъятиями, установленными
федеральным законом.
Ограничения иностранных лиц в предпринимательской деятельности в России
Хозяйственное общество, одним из участников которого
являлось иностранное лицо, обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительными решений регистрирующего органа об отказе в
регистрации обособленного подразделения общества на территории закрытого
административно-территориального образования.
Общество полагало, что установленные законодательством
ограничения к созданию и деятельности организаций с иностранными инвестициями
на территории ЗАТО не распространяются на регистрацию обособленного
подразделения такой организации, в связи с чем оспорило бездействие
регистрирующего органа в арбитражном суде.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении
требований общества отказано.
Из суверенитета государства вытекает установление
правил допуска иностранных инвесторов к ведению предпринимательской
деятельности на своей территории.
По общему правилу, вытекающему из п. 1 ст. 4 Закона об
иностранных инвестициях, иностранные лица вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность на всей территории Российской Федерации
наравне с российскими организациями и гражданами.
Однако особые условия допуска иностранных инвесторов к
ведению деятельности в отдельных частях Российской Федерации могут быть
установлены федеральным законом, когда это необходимо в целях обеспечения
обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 4 Закона об иностранных
инвестициях).
В этих целях Законом РФ от 14 июля 1992 г . № 3297-I “О закрытом
административно-территориальном образовании” установлено изъятие из правового
режима ограничительного характера - разрешительный порядок регистрации сведений
об организациях с иностранными инвестициями.
Указанное ограничение установлено не только в
отношении вновь создаваемой на территории ЗАТО организации с иностранными
инвестициями, но также распространяется на уже созданные юридические лица при
вхождении в их состав иностранных лиц и приобретении ими статуса организации с
иностранными инвестициями, а также при размещении, функционировании их
филиалов, представительств, обособленных подразделений таких юридических лиц.
Со дня вхождения в состав участников общества
иностранных лиц общество получило статус коммерческой организации с
иностранными инвестициями (п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).
Учитывая, что в нарушение п. 21 ст. 3
Закона № 3297-I разрешительный порядок регистрации сведений об обособленном
подразделении общества соблюден не был, суд сделал вывод о законности решения
(бездействия) регистрирующего органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без
изменения.