При наличии дополнительных требований к участникам
закупки, установленных законодательством Российской Федерации, заказчик обязан
указывать соответствующую информацию в документации о размещении заказа.
Дополнительные требования к участнику закупки
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе
Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов
товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения
конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с
ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов,
дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовый ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования утверждены постановлением
Правительства РФ от 04.02.2015 года № 99 “Об установлении дополнительных
требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев
отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине
их технической и (или) технологической сложности, инновационного,
высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить,
выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие
необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих
соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”.
В соответствии с приложением № 1 к названному
постановлению при выполнении работ строительный, включенных в код 45 (кроме
кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической
деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена
контракта (цена лота) превышает 10000000 рублей, устанавливаются дополнительные
требования к участникам закупки (наличие опыта исполнения (с учетом
правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительный
работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем
конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта
(договора) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены
контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Судебная практика
Учреждение (заказчик) обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа,
усмотревшего нарушение в его действиях: в аукционной документации на закупку
работ по строительству автомобильных дорог отсутствовали сведения о наличии
дополнительных требований к участникам закупки.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении
заявления исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в
случае установления Правительством РФ дополнительный требований к участникам
закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
обязаны включать такие дополнительные требования в документацию о закупке и не
вправе проводить закупки в нарушение указанных требований. Не включение
дополнительный требований в документацию нарушает принципы открытости,
прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальный участников
закупки относительно соответствия их требованиям заказчика.
Судом установлено, что в извещении о закупке,
размещенном учреждением, отсутствовало указание на специальные требования,
предусмотренные постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года № 99, в
связи с чем решение антимонопольного органа признано законным.