Стороны не вправе дополнительным соглашением изменять
сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если
иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Изменение сроков выполнения работ по госконтракту
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной
системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не
допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст.
95.
Временная невозможность исполнения обязательств
исполнителем не предусмотрена п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе в числе
случаев, в которых возможно изменение существенный условий контракта.
Судебная практика
Администрация муниципального образования заключила с
обществом контракт на строительство многоквартирного жилого дома.
В процессе строительства быта выявлена невозможность
его завершения в срок, в связи с чем сторонами контракта было подписано
дополнительное соглашение о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию.
Полагая, что указанное дополнительное соглашение
противоречит требованиям Закона о контрактной системе, прокурор в порядке ст.
52 АПК РФ обратился в суд с иском о признании дополнительного соглашения
недействительным.
Суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд
апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении требований исходя из того,
что при наличии объективный обстоятельств, препятствующих исполнению
обязательств в согласованный в контракте срок, стороны вправе заключить
дополнительное соглашение о его изменении.
Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты
и удовлетворил заявленные требования.
Сохранение условий государственный и муниципальных
контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении
открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе,
невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст.
46 Закона) и исполнение контракта на условиях, указанный в документации,
направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание
условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного
использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на
предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с
тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения
конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя
более выгодных условий исполнения контракта. В рассматриваемом случае
проведение аукционов на условиях выполнения работ в срок до 01.11.2013 г . с последующим
продлением для их победителя этого срока до 31.08.2014 г . ограничило
конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену
контрактов.
В связи с изложенным дополнительное соглашение,
предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным (п.
2 ст. 168 ГК РФ, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной
системе).
При несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
При несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.