В силу ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе
включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике
закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике,
исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае
одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре
недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных
ч. 9 данной статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном
порядке.
Контрактная система в сфере закупок основывается на
принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере
закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования
инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за
результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд,
эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Заказчик вправе оспорить в суде решение
антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике
(подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
Оспаривание решения ФАС об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков
Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным решения антимонопольного органа об отказе во
включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике
закупки, уклонившемся от заключения контракта.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в
удовлетворении заявленных требований, сославшись на отсутствие прямого указания
в Законе о контрактной системе на право заказчика по государственному контракту
обращаться с заявлениями о признании незаконными решений антимонопольных
органов об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в
отношении участников закупки.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил
решение суда, указав на следующее.
По смыслу ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе
заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения
государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при
планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных
нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам
возможность достижения “заданных результатов”, является ведение реестра
недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который
включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения
контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми
контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа
заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий
контрактов.
Необоснованный отказ антимонопольного органа во
включении указанных участников закупок в реестр недобросовестный поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика,
поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с
оптимальными издержками добиться “заданных результатов”, приведет к
неэффективному использованию бюджетный средств и нарушению конкуренции.
Таким образом, обеспечивая реализацию указанный
принципов с учетом ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик как
заинтересованное лицо наделен правом оспаривать в суде решение антимонопольного органа по делу об отказе во включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в
реестр недобросовестный поставщиков.