2021-01-08

Концепция развития аудиторской деятельности

Концепция развития аудиторской деятельности
В процессе развития аудиторской деятельности особую актуальность приобретает обеспечение стабильности института аудита, в частности выявление рисков отставания уровня его развития от уровня развития российской экономики в целом, рисков непоследовательности его регулирования.

Распоряжением Правительства России от 31.12.2020 года № 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. 

Концепция представляет собой систему взглядов на дальнейшее развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года. Концепция раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации в интересах повышения роли этой деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Концепция призвана обеспечить решение следующих задач:

  • оценка основных проблем развития аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования, осуществления аудиторской деятельности, а также контроля (надзора) за аудиторской деятельностью;
  • реализация потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы Российской Федерации;
  • определение ключевых мер, направленных на достижение цели дальнейшего развития аудиторской деятельности.

Положения Концепции не распространяются на деятельность по осуществлению аудита органами государственного (муниципального) финансового контроля, распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, службами внутреннего аудита организаций, а также на деятельность по оказанию услуг, которые согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" не являются аудиторскими услугами.

Основные проблемы развития аудиторской деятельности

Ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на данный сегмент рынка, являются: состояние деловой и инвестиционной среды, в том числе сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся;

  • жесткая экономия при планировании заказчиками аудиторских и консалтинговых услуг расходов на привлечение соответственно аудиторов и консультантов;
  • снижение или фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги;
  • снижение платежеспособности клиентов; ценовой демпинг;
  • сложившаяся практика проведения открытых конкурсов по закупкам аудиторских услуг.

По-прежнему низким остается уровень востребованности качественных аудиторских услуг. Основными причинами этого являются:

  • недооценка субъектами экономической деятельности, собственниками и инвесторами ценности аудиторских услуг;
  • низкий интерес к аудиторским услугам со стороны государства;
  • ограниченный набор услуг, предлагаемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;
  • введение случаев обязательного аудита без учета потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Субъекты экономической деятельности в большинстве случаев продолжают рассматривать аудит как излишнее административное обременение, навязываемое государством. На состояние института аудита отрицательное воздействие также оказывают продолжающиеся попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

На состоянии и развитии института аудита отрицательно сказывается несовершенство системы нормативных правовых и иных актов, в частности нестабильность законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе несогласованность федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", недооценка роли и значения регулирования аудиторской деятельности путем издания соответствующих рекомендаций. В последнее время наметилась тенденция к излишней формализации правил аудиторской деятельности, что противоречит характеру этой деятельности и общепризнанной международной практике регулирования на основе принципов, зафиксированных, в частности, в международных стандартах аудита, а также дискредитирует институт профессионального мнения аудитора.

Ограничивают развитие аудиторской деятельности ряд институциональных проблем аудиторской профессии, в частности:

  • низкая активность участия членов саморегулируемой организации аудиторов в ее деятельности;
  • недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемой организации аудиторов;
  • нацеленность саморегулируемой организации аудиторов на решение главным образом узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения;
  • недостаточность финансовых ресурсов саморегулируемой организации аудиторов, препятствующая ведению полноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержки своим членам, а также нерациональное использование этой базы финансовых ресурсов.

Одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер. Имеет место дефицит преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации. Отсутствуют должный контроль за организацией повышения квалификации аудиторов и итоговый контроль качества обучения аудиторов.

В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии. В определенной степени данное явление порождено влиянием общей экономической ситуации на аудиторский рынок. В то же время не создана действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью удержания их в аудиторской профессии. Молодые специалисты демонстрируют крайне низкий уровень заинтересованности в получении аудиторской профессии.

Существенным недостатком осуществляемого Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов остается использование формальных подходов. Одной из причин этого является отсутствие у Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов полномочий содержательно оценивать риски аудиторской деятельности и деятельности конкретных проверяемых субъектов в целом. Не реализована в полной мере система ответственности аудиторских организаций, аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг.

Несмотря на активизацию международного сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности представителей отечественного аудиторского сообщества в международную деятельность остается низким. Представители отечественного аудиторского сообщества практически не принимают участия в работе по совершенствованию системы международных стандартов аудита, не представлены в руководящих и специализированных органах Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFАС).

Механизмы и ожидаемый результат реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий. При этом Концепция будет использоваться в качестве целевого ориентира при подготовке нормативных правовых актов и иных регулирующих и плановых документов.

В предметной работе по реализации Концепции должны совместно участвовать представители аудиторского сообщества, уполномоченные государственные органы, научные, образовательные и иные организации.

Результатом реализации Концепции должно стать повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов. Следствием реализации Концепции будет повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.