Стороны государственного (муниципального) контракта
вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства,
совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от
исполнения контракта.
Существенные нарушения по госконтракту
Ссылаясь на то, что подрядчик просрочил передачу
результата работ на 7 дней, заказчик направил ему уведомление об одностороннем
отказе от договора.
Считая данный отказ недействительным, поскольку по условиям
контракта такое право было предоставлено заказчику только в случае просрочки
более чем на 30 дней, подрядчик
обратился в суд с иском.
Решением суда первой инстанции, оставленным без
изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленного
требования отказано. Суды исходили из того, что в соответствии с ч. 9 ст. 95
Закона о контрактной системе односторонний отказ от его исполнения допустим по
основаниям, предусмотренным в ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре
подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не
установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором,
подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и
промежуточный сроков выполнения работы. При нарушении конечного срока работ
заказчик вправе отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения
убытков (п. 3 ст. 708, п. 2 ст. 405 ГК РФ).
Постановлением арбитражного суда округа судебные акты
судов первой и апелляционной инстанций отменены, заявленное требование удовлетворено.
Суд пришел к выводу, что в государственном (муниципальном) контракте могут быть
предусмотрены конкретизирующие признаки нарушения обязательства, совершение
которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения
договора. По условиям контракта односторонний отказ может быть совершен только
в случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней, в то время как
заказчик, руководствуясь ст. 708 ГК РФ, направил соответствующее уведомление
уже через 7 дней просрочки. При этом суд отметил, что срок для возникновения
права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает
фактически увеличение общего срока выполнения работ.