Стороны государственного (муниципального) контракта по
общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее
увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения,
увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не
следует из закона.
Увеличение цены госконтракта
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе
изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта
допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
- такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте;
- если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе
предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения
установлены как для поставщика, так и для заказчика, и обусловлены тем, что
заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении
которых участники предлагают условия поставки заранее и победитель определяется
исходя из предложенных им условий.
Судебная практика
По результатам конкурса администрацией муниципального
образования (заказчик) и обществом (поставщик) заключен муниципальный контракт
по поставке оборудования.
В процессе исполнения контракта была выявлена
необходимость закупки дополнительных единиц товара, в связи с чем по предложению
заказчика было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее в том
числе условие об увеличении цены контракта на сумму более 20%. Поставка была
произведена в новом согласованном объеме, однако заказчик отказался от оплаты
стоимости дополнительного оборудования. В связи с этим поставщик обратился в
арбитражный суд с иском.
Решением суда первой инстанции, оставленным без
изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование о взыскании
задолженности удовлетворено в полном объеме. Суды установили, что документацией
о закупке и контрактом предусмотрена возможность изменения условий контракта,
факт заключения дополнительного соглашения между заказчиком и поставщиком
доказан и товар фактически принят заказчиком.
Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты
и удовлетворил заявленные требования частично: в размере, соответствующем 10%
от цены контракта, в связи со следующим.
В документации о закупке, муниципальном контракте,
заключенном сторонами, предусмотрена возможность его изменения по соглашению
сторон. Вместе с тем условие дополнительного соглашения, согласно которому
увеличивается цена контракта в размере, превышающем 10%, является ничтожным в
соответствующей части как противоречащее закону и при этом посягающее на публичные
интересы и права и интересы третьих лиц - иных участников закупки (п. 2 ст. 168
ГК РФ, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В связи с изложенным арбитражный суд округа
удовлетворил требование подрядчика только в размере, не превышающем 10% от цены
контракта.
Практика
увеличения цены контракта
По другому делу суд удовлетворил требование об оплате
согласованных с заказчиком дополнительных строительных работ по
государственному контракту, отметив, что следует учитывать специфику отношений,
складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа
создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных
работ и в связи с этим обусловливает приоритетную необходимость применения норм
ст. 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик,
обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы
и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения
сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать
необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
В силу п. 5 ст. 743 ГК РФ при согласии заказчика на
проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной
деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по независящим
от него причинам.
При этом, с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона
о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному
(муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от
цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае,
если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть
отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на
момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть
учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их
выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже
начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного
контрактом результата.
По смыслу приведенных норм в случае, если заказчик
согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для
завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их
результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы
возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного
поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ.
Судом установлено, что дополнительные работы,
выполненные истцом, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности
результата работ; доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены
самостоятельные по отношению к заключенному контракту работы, не представлено.
При этом отсутствовали основания полагать, что выполнение работ в сложившейся
ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости.