Кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки,
предусмотренной ст. 34 Закона о контрактной системе и постановлением
Правительства РФ “Об утверждении Правил определения размера штрафа,
начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за
исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день
просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства,
предусмотренного контрактом”, независимо от того, предусмотрена ли обязанность
ее уплаты соглашением сторон.
Неустойка по ст. 34 Закона о контрактной системе
На участие в конкурсе быта подана лишь одна заявка,
которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган согласовал заказчику возможность
заключения государственного контракта с единственным подрядчиком на условиях,
предусмотренных конкурсной документацией. При этом указанным решением
антимонопольный орган установил в действиях заказчика нарушения требований чч.
4, 5, 6, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, поскольку в конкурсной
документации и проекте контракта отсутствовала фиксированная сумма штрафа, а
содержалось лишь указание на его определение в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1063 “Об утверждении Правил определения
размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком,
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренные
контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком,
поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый
день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
обязательства, предусмотренного контрактом”.
Считая данное решение незаконным, заказчик обратился в
суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда первой инстанции, оставленным без
изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленного
требования отказано исходя из того, что положения ст. 34 Закона о контрактной
системе, определяющие обязательность включения в контракт не только условия об
ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренные
контрактом, но и закрепление размера штрафа (пени) в фиксированной сумме и
порядка его определения, являются императивными нормами и не предполагают
возможности для заявителя по своему усмотрению подменять такие условия ссылкой
на определение размера штрафа в соответствии с постановлением Правительства РФ
№ 1063.
Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты
и признал недействительным решение антимонопольного органа в связи со
следующим.
Согласно чч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе
размер штрафа, подлежащего взысканию за ненадлежащее выполнение заказчиком или
подрядчиком своих обязательств, устанавливается контрактом в виде фиксированной
суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.
Применяемое Законом о контрактной системе в отношении
порядка установления размера штрафа понятие “в виде фиксированной суммы” не
свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на
конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличие от
пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств,
предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным
(фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им
обязательства.
При этом в пп. 4 и 5 Правил определения размера неустойки, принятом во исполнение ст. 34 Закона о контрактной системе,
установлены конкретные размеры штрафов, определяемые в качестве процента от
цены контракта.
Постановление Правительства РФ № 1063 опубликовано
официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный
интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru). Все потенциальные
участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт,
имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае
ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В связи с изложенным заказчик не может быть признан
нарушившим положения чч. 4, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, а решение
антимонопольного органа является недействительным.